Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учитывая положение Дании на мировом рынке, ее можно назвать своеобразным перекрестком - промежуточным положением между крупными и малыми экономиками, Скандинавией, Европой и миром в целом. Можно сказать, что Дания вписывается в модель малой открытой экономики, что означает экономику, небольшие размеры которой существенно не влияют на процессы на мировом рынке. Это означает повышенную уязвимость перед лицом глобальных кризисов, провоцирующих протекционизм и изменение структуры предложения. В этом контексте интересной представляется проблема адаптации иностранного сектора Дании к изменениям в мировой экономике. Характерной чертой экономики стран Скандинавского региона в целом и Дании в частности является высокий уровень открытости и глобализации торговли.
Страна характеризуется положительным сальдо торгового баланса: оно наблюдается почти непрерывно с 1990 года. Хотя до мирового финансового кризиса 2008-2009 годов сальдо не увеличивалось более чем на 4,0% ВВП Дании, но после кризиса 2010 года значение показателя резко возросло до 6,6%, и с тех пор оно не опускалось ниже 6,3% ВВП страны.
Экспортная ориентация датской экономики неоспорима, но ее уровень изменился в течение 21 века: в целом датская экономика находилась в русле тенденций ОЭСР до кризиса 2008 года, но к 2011 году восстановилась с большим трудом. В 2008 году ВВП Дании снизился на 0,5%, в 2009 году - на 4,9%. Согласно отчету ОЭСР о торговле и инвестициях в Дании за 2017 год, темпы роста экономики оставались сравнительно низкими в последующие годы. В 2012 году ВВП вырос всего на 0,2%, а на докризисный уровень страна вернулась только в 2014 году. Однако после достижения докризисных уровней наблюдался стабильный рост ВВП, который в среднем составил 2,3% за период 2012-2019 годов.
Тенденция, зафиксированная в отчете ОЭСР, продолжается: экспортная ориентация экономики Дании (31% ВВП) ниже, чем в среднем по ОЭСР, но по сравнению со Швецией и Финляндией интенсивность экспорта дочерних компаний и импортный аспект экспорта близки к среднему значению.
Для того чтобы проанализировать текущее состояние международных отношений Дании, необходимо отметить одну важную особенность мирового рынка 21 века: часто товары, включенные в статистику экспорта, никогда не пересекают границ какой-либо страны. Существует три основные экспортные модели: традиционный экспорт (¾ от общего объема датского экспорта), мерчандайзинг (товары производятся/продаются через дочерние компании за пределами Дании; 13% от общего объема экспорта товаров) и переработка (поставка сырья из Дании и второй страны для производства товаров в третьей стране и продажи их в четвертой, 5% от общего объема экспорта товаров)..
Цель исследования: рассмотреть экономическое состояние Дании. Задачи исследования:
отразить географические характеристики;
отразить экономические характеристики и их динамику;
рассмотреть экспорт и импорт;
изучить отразить участие страны в международных экономических организациях;
провести расчеты.
Объект исследования: Дания в международной системе.Предмет исследования: международная система экономических отношений и факторы, ее определяющие. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения науки, системный подход, анализ, синтез. По структуре курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списока использованных источников.
1 Краткая историко-географическая справка
Дания, о которой пойдет речь в следующих разделах, является королевством в границах, установленных в 1864 году. В этих границах он просуществовал до 1920 года, когда был воссоединен с Северным Шлезвигом. В этот период (то есть включая период с 1848 по 1864 год) изучается положение дел в самой Дании — к северу от реки Конгео, и лишь частично рассматриваются другие части королевства. Однако не следует забывать, что в этот период юрисдикция Датского государства распространялась также на «провинции» — Фарерские острова и Исландию, а также колонии — Гренландию и Вест-Индию (в то время как бывшие колониальные владения в Азии и Африке были проданы только около 1850 г.). В то время как датское государство, в свою очередь, было частью «провинции» - Фарерские острова и Исландия, а колонии - Гренландия и Вест-Индия (в то время как бывшие колониальные владения в Азии и Африке были проданы только около 1850 г.).
После заключения мирного договора 1864 года в некоторых местах была проведена демаркация границы между Данией и Шлезвигом. Остров Эра и «восемь муниципалитетов» к югу от Коллинга (а также некоторые районы, прилегающие к городу Рибе), которые раньше принадлежали герцогству, вернулись к Дании, когда были установлены новые границы, в то время как «королевские анклавы», существовавшие со времен средневековья на западе Дании, были восстановлены. Шлезвиг и Фризские острова находились под суверенитетом Шлезвига. В результате сухопутная часть датской территории составила 39 тысяч квадратных метров. две трети его территории занимал полуостров Ютландия, а треть пришлась на острова. Что касается населения, то ситуация была обратной: две трети проживали на островах, а треть - в Ютландии.
Внешние очертания королевства того времени в целом идентичны современным. Дамбы и другие защитные сооружения, построенные в основном после сильного наводнения 1872 года, позволили укрепить и рационализировать побережье. Но остальная часть ландшафта страны значительно изменилась за описываемый период. В 1861 году 34,5% территории Дании было покрыто зыбучими песками, дюнами, топями, а также длинными плоскими пустошами и холмами. Более половины территории Ютландии было покрыто девственными землями. Когда в 1907 году был составлен земельный кадастр, неосвоенные районы уже составляли лишь 18,4% от общей площади земель, 8,9% островных территорий и 23,4% территории Ютландии. Было обработано более 4 тысяч квадратных километров вересковых пустошей, в основном под облесение. Таким образом, площадь, покрытая лесом, удвоилась. В то же время значительно увеличились площади, занятые лугами и пастбищами. Реализация крупных проектов по мелиорации земель, таких как осушение болотистой местности на берегу залива Ламме-фьорд в районе Одшерред, также способствовала расширению земель, введенных в сельскохозяйственный оборот.
В начале двадцатого века усадьбы фермеров с прилегающими участками приобрели более современный вид: повсюду в пригодных для сельского хозяйства районах появились усадьбы фермеров с прилегающими участками. Однако в этот период количество небольших ферм и домов крестьян, владельцы которых не владели земельными участками, постоянно росло, и с 80-х годов XIX в. В середине XIX века характерной чертой сельской местности, помимо церковных шпилей, были высокие дымовые трубы недавно созданных кооперативных маслобойен, которых в конечном итоге насчитывалось более тысячи.
Как старые провинциальные города, так и новые городские поселения начали все больше и больше разнообразить ландшафт Дании; тем не менее, к концу описываемого периода они составляли лишь несколько процентов от общей территории страны. В середине века, до быстрого роста поселений у причалов, их доля была значительно меньше. Население только пяти крупнейших провинциальных городов превышало 5000 человек в каждом, и даже в единственном действительно крупном городе страны, Копенгагене, в пределах старых крепостных стен проживало чуть менее 130 000 человек. В большинстве из 72 городов проживало менее 2000 человек, и без типичных черепичных крыш городских зданий их было бы трудно отличить от крупных деревень.
В ходе политической и экономической либерализации и урбанизации облик столицы и провинциальных городов, привычный для старого общества, коренным образом изменился. В то же время в сельской местности появился целый ряд пристаней и городских поселений. Некоторые из них, такие как Силькеборг, Эсбьерг и Хернинг, успешно развивались и со временем приобрели статус городов.
Уже в 1836 году на островах насчитывалось 540 км общенациональных дорог с твердым покрытием и всего 40 км от Ютландии. В последующие десятилетия были построены новые магистральные дороги, а также вполне удовлетворительное качество внутрирегиональных магистралей. Тем не менее, до начала следующего столетия, когда автомобильный транспорт начал стремительно развиваться, большая часть дорожной сети страны характеризовалась дорогами местного значения, проселочными дорогами, колеями и тропинками. В то же время за счет серьезных инвестиций началось строительство дополнительных, более удобных путей сообщения. Железнодорожная линия из Копенгагена в Роскилле была открыта в 1847 году, в 1856 году она была продолжена до Корсера, но с начала 60-х годов наблюдается самый сильный рост железнодорожной сети. Примерно в 1880 году были введены в эксплуатацию основные магистрали, эксплуатируемые Датской государственной железнодорожной компанией, а к 1913 году протяженность государственных и частных железнодорожных линий в Дании составляла почти четыре тысячи километров.
В целом, к концу рассматриваемого периода на долю городов и транспортных артерий, включая крупные государственные и муниципальные портовые сооружения, приходилось менее 5% территории страны, в то время как 70% составляли сельскохозяйственные угодья. Площадь, занятая лесами, увеличилась более чем вдвое, занимая около 8% территории. На первый взгляд, Дания по-прежнему остается явно сельскохозяйственной страной, хотя половина населения в то время фактически жила в городах.
Дания граничит с Балтийским и Северным морями вдоль 8750 километров (5440 миль) приливной береговой линии. Береговая линия Дании намного короче, всего 1701 километр (1057 миль), поскольку она не включает в себя большинство из 1419 прибрежных островов (каждый площадью более 100 квадратных метров) и 180-километровый Лимфьорден. Дания находится не более чем в 52 километрах (32 милях) от побережья. Площадь Дании оценивается в 43 094 квадратных километра (16 639 квадратных миль). Однако это нельзя объяснить с уверенностью, потому что океан продолжает разрушать береговую линию и добавлять к ней материалы, и существуют искусственно управляемые проекты по мелиорации земель. На юго-западном побережье Ютландии высота прилива составляет от 1 до 2 метров (3,28-6,56 футов), а линия прилива перемещается наружу и внутрь в пределах 10 километров (6,2 мили).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багиев Г. Л., Моисеева н. К., черенков В. И. международный маркетинг: учебник для вузов-2-е изд., спб. и др.: Питер, 2016. - 409 С.
2. Ботнарюк М. В. Формирование стратегических альянсов в условиях глобализации экономики: институциональный аспект / / мировая экономика. - 2020. - №12. - С. 29-33.
3. Воловик Н. П.направления поддержки инновационного экспорта в России / Н. П. Воловик, А. А. Пахомов, С. В. Приходько. - М.: Издательство" Дело " РАНХиГС, 2016. - 132 С.
4. Градобоева Л. Д., Исаченко Т. М. транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях / Градобоева Л. Д.,Исаченко Т. М. - Москва : Анкил,2015. - 124 С.
5. Гриффин Р., Пастей м. Международный бизнес / Р. Гриффин, М. пастей. – спб. : Питер, 2016. - 1088 С.
6. Дэниелс Джордж.Д. Радебе ли Х. Международный бизнес. Внешняя среда и бизнес-операции.Д. Дэниелс, Ли Х. Радебе. - Москва: Дело, 2015. - 786 С.
7. Иванов В. А., Пузырев М. Е. Франчайзинг как организационная форма привлечения капитала / / Вестник Удмуртского университета. - 2016. - Порядка 2-3. С. 30-34.
8. Илюхин Б. И., Кныш О. Н. Роль транснациональных корпораций в глобализации научно-технического развития // журнал "область науки". - 2017. - №2. - С. 136-143.
9. Китай и глобализация: взгляд из Москвы и Пекина / перераб. изд. - В. В. Михеев, В. Г. Швыдко-М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 114 С.
10. Клычев Т. Ю. Перспективы развития транснациональных корпораций на мировом рынке // Журнал российского предпринимательства. - 2014. - Выпуск № 13 (259). С. 86-92.
11. Колесов В. П., Осмова М. Н. мировая экономика. Экономика стран и регионов / В. П. Колесов, М. Н.Осмова. - М.: Юрайт, 2015. - 519 С.
12. Кондратьев Н.И., Тютюкова А. Е. Особенности влияния транснациональных корпораций на экономику стран-доноров и стран-реципиентов / / Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2016. - №2 том 106. С. 147-150.
13. Крейдич Т. В. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации.Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2015. - №1 том 13. С. 209-214.
14. Кузнецова А. А. Противоречивый характер транснациональных корпораций (в контексте их влияния на принимающие страны). Известия Саратовского Университета. Новая серия. История Серии. Международные отношения. - 2016. - №1 Том 1. С. 93-99.
15. Кузнецова В. А., Казанская Н.Н. особенности функционирования ТНК / В. А. Кузнецова, Н. Н. Казанская. – Брянский. : Издательство БГИТА, 2020. - 178 С.
16. Макаров А. И. поддержка экспорта высокотехнологичной продукции и развитие инновационного сектора России / А. И. Макаров, А. А. Пахомов, О. В. Бирюкова. - Москва: Дело, 2015. - 59 с.
17. Мамонов Ю. В. Организационное развитие ТНК в условиях глобализации мировой экономики / / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2016. - №14. С. 84-86.
18. Марков М. А. Интернационализация НИОКР и роль ТНК на современном этапе развития мировой экономики // журнал "проблемы современной экономики". - 2015. - №2 (54). - С. 129-131.
19. Место и роль ТНК в процессах централизации производства и капитала / / Вестник Казанского технологического университета. - 2020. - № 6. - С. 149-154.